Обзор инвестиционного уровня Российской Федерации

Для возникновения потока инновационных проектов нужен еще и свободный трансфер разработок и технологий из центров НИР в бизнес. И здесь ключевую роль играет политика, проводимая центрами трансфера технологий при НИИ и ВУЗах, в области управления интеллектуальной собственностью. Создание потока проектов возможно лишь в том случае, если приоритетом государственных центров НИР является скорейшая коммерциализация принадлежащей им интеллектуальной собственности, а не извлечение максимального дохода от ее передачи и использования. Тем более что самостоятельно продавать принадлежащие им разработки и технологии у российских НИИ и ВУЗов пока получается плохо, и принадлежащая им интеллектуальная собственность зачастую оказывается невостребованной.

Неразвитость и неэффективность использования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства

. Затраты государства на создание технопарков в разы превышают затраты на финансирование всех остальных институтов поддержки инновационного бизнеса на региональном уровне. Критически важное значение для успеха такого рода проектов имеют тесные партнерские связи с университетами и основными центрами НИР в регионе. Речь должна идти не только о создании совместной научно-исследовательской инфраструктуры (центров коллективного пользования, центров трансфера технологий и т. д.) и реализации совместных проектов, но и о «физическом» соседстве университета и технопарка. Практика работы российских технопарков, не имеющих таких связей и существующих отдельно от остальных элементов инновационной системы, показывает, что в этом случае они превращаются в обычные объекты коммерческой недвижимости.

За последние несколько лет государство создало законодательный и организационный каркас национальной инновационной системы. Функционируют структуры, ответственные за предоставление предпосевных и посевных инвестиций, венчурного финансирования, создана правовая база инновационного центра «Сколково», призванного стать интегратором отечественных инновационных компаний в зарубежное инновационное сообщество. В значительной мере облегчено применение в коммерческих целях разработок, созданных на базе государственных научных структур и ВУЗов. Инновационное развитие страны признано приоритетом на высшем политическом уровне и нашло отражение в управленческих структурах на уровне Президента и Правительства России.

Вместе с тем тормозится создание целостной системы преференций инновационным компаниям и действенных стимулов, подталкивающих бизнес к ускоренному внедрению передовых технологий, хотя этап концептуального обсуждения необходимости нормативного закрепления таких преференций и стимулов уже пройден.

Основная заслуга упомянутых основных направлений и стратегии в том, что в них впервые была сформулирована с достаточной степенью четкости стратегическая цель - создание системы коммерциализации научных разработок. Слабая связь между наукой и промышленностью была серьезной проблемой еще в советские времена, а в постреформенные десятилетия она обострилась многократно. Без решения этой проблемы об инновационном развитии экономики даже мечтать не имеет смысла.

Именно в рамках реализации инициативы было начато формирование системы институтов развития, включающей фонды предпосевного (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - Фонд Бортника, 1994 год) и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (Российская венчурная компания и госкорпорация «Роснанотех», впоследствии преобразованная в ОАО - созданы в 2006 и 2007 годах соответственно). Созданием Фонда «Сколково» в 2010 году было завершено формирование основных государственных структур в рамках национальной инновационной системы.

Курирующей «идеологической» надстройкой НИС стали президентская и правительственная комиссии по инновациям (Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям созданы в 2009 и 2008 годах соответственно).

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Основные факторы и методы ценообразования в современных условиях
Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена выступает в разных ипостасях. Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу - плату за обучение, врачу выплачиваем вознаграждение. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.