Особенности развития предпринимательской деятельности

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. Он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

Основоположником теории предпринимательства является английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734). В своей книге «Эссе о природе торговли вообще» он рассматривает предпринимательство как экономическую деятельность, в процессе которой спрос и товарное предложение в условиях постоянного риска приводятся в соответствие. По мнению Р. Кантильона риск возникает в связи с тем, что товары покупаются по одной цене, а продаются по другой. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями. В переводе с французского «предприниматель» - это «посредник».

Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит (1723-1790), шотландский философ и экономист. Он разграничил функции капиталиста (предприниматель, бизнесмен) и менеджера. О таком функциональном разграничении говорит выделение таких форм дохода, как прибыль капиталиста (предпринимателя, бизнесмена) и заработная плата менеджера. А. Смит отмечал, что прибыль капиталиста не включает заработную плату за управление предприятием.

Предпринимательский доход (прибыль) тесно связан с прибылью на реальный капитал и рыночной ставкой процента. Немецкий экономист И. Тюнен в своей работе «Изолированное государство» (1850) рассматривает прибыль предпринимателя как остаточный доход, образующийся после вычета из валовой прибыли процента за инвестированный капитал, заработной платы управляющих, а также страховой премии по исчисляемым рискам потерь.

Американский экономист Людвиг фон Мизес (1881- 1973) считал, что наличие предпринимательской прибыли объясняется неизбежной неопределенностью рынка и вытекающим из этого расхождением между ожидавшимися ценами и фактически установившимися на рынке. Прибыли или убытки предпринимателя зависят от того, насколько совпадают ожидаемые им изменения цен с фактически складывающимися. Прибыль и убытки предпринимателя, возникающие за счет изменения конъюнктуры рынка, рассматриваются как инструмент, позволяющий профессиональным предпринимателям настроить производство соответствующим образом. По мнению Людвига фон Мизеса прибыль зависит только от того, насколько успешно предприниматель приспособил производство к требованиям потребителей, а не зависит от величины капитала, используемого предпринимателем, капитал «не порождает» прибыль.

Другой американский экономист Иозеф Шумпетер (1883-1950) утверждал, что предпринимательство представляет собой новаторскую деятельность, в результате которой создаются новые товары.

Таким образом, предпринимательство представляет собой специфический вид экономической деятельности, предполагающий привлечение собственных средств и принятие на себя определенной ответственности и хозяйственного риска.

Полезно знать >>>

Организационно–экономический механизм сертификации промышленной продукции
Становление Украины как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обес ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.