Анализ показателей затрат производственной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз»

Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. На графике поменяем местами переменные и постоянные затраты для того, чтобы в соответствии с определением категории маргинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов 16.

Маржинальный доход рассчитывается с использованием формулы (10):

, (10)

где Дм- маржинальный доход (общая сумма), тыс. руб.;

П - прибыли, тыс. руб.;

- сумма постоянных затрат, тыс. руб.

Маржинальный доход можно определить как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами которые рассчитываются с использованием формулы (11):

, (11)

где В - выручка от реализации продукции, тыс. руб.;

Рн - сумма переменных затрат, тыс. руб.

Точку безубыточности расчитываем с использованием следующей формулы (12):

, (12)

где Т - точка безубыточного объема реализации продукции.

Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении на соответствующий объем реализации в натуральных единицах, то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах с использованием формуле (13):

, (13)

где К - объем реализации, тыс.т .

Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции которая рассчитывается с использованием формулы (14):

, (14)

где Дс - ставка маржинального дохода, руб./т. рассчитывается с использованием формулы (15):

, (15)

Тогда формулу можно записать как формулу (16):

, (16)

Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой и удельными переменными затратами с использованием формулы (17):

, (17)

где Ц - цена единицы продукции, руб.;

V - удельные переменные расходы, руб.

Тогда, преобразовав формулу, критический объем реализации продукции можно рассчитать с использованием формулы (18):

, (18)

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется формула (19)

, (19)

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям с использованием формулы (20)::

, (20)

Используя исходные данные, приведенные в таблице 6, найдем точку безубыточного объема продаж аналитическим методом по формуле (18).

Точка безубыточного объема продаж по ОАО «Сургутнефтегаз» составит:

за 2009 год: ,

за 2010 год:

Таким образом, 1968,69 тыс.т в 2009 году и 1313,21 тыс.т в 2010 году - это тот объем реализации, при котором ОАО «Сургутнефтегаз» не будет иметь прибыли, и не будет нести убытки. Проведенные расчеты свидетельствуют о снижении уровня точки безубыточности на 655,48 тыс.т.

Рассчитаем маржинальный доход (Дм) используя формулу (11):

за 2009 год: Дм =2419894,4+3670563= 6090457,4 тыс. руб.,

за 2010 год: Дм =5135095+ 3615820= 8750915 тыс. руб.

Следовательно, безубыточный объем продаж в денежном выражении, который определяется по формуле (12), равен:

за 2009 год: ,

за 2010 год:

Рассчитаем точку безубыточности в процентах к максимальному объему продаж по формуле (13):

за 2009 год: ,

за 2010 год: .

Из приведенных расчетов можно сделать выводы о том, что безубыточный объем продаж по ОАО «Сургутнефтегаз» в 2009 году составил 1968,69 тыс.т, что в денежном выражении составляет 5471007,09 тыс. руб. или же 60,27 % к фактическому объему производства товарной продукции. Иначе говоря, для того, чтобы ОАО «Сургутнефтегаз» получило в 2009 году прибыль, ему необходимо было произвести продукции свыше 1968,69 тыс.т, с чем предприятие и справилось, так как фактически достигнутый объем производства превысил критический уровень производства товарной продукции и составил 3266,60 тыс.т.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно знать >>>

Организация производства продукции на предприятии на примере ОАО Тверьстеклопластик
Перед любым производственным предприятием, работающим в условиях российского рынка, стоит по-настоящему серьезная проблема - это проблема его выживания, обеспеченности непрерывности развития. Различные предприятия решают ее разными способами, в зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, но в основе ее решения лежит сложная, кропотливая и трудоемкая работа по ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.