Организация контроля за сохранностью основных средств

Одним из основных форм контроля за поступлением, движением и списание основных средств в ЗАО «Автодор» является инвентаризация.

Инвентаризация основных средств в ЗАО «Автодор» заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения и эксплуатации. Порядок (количество инвентаризации в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. По действующим положениям она должна проводиться при передаче имущества (в аренду, при продаже), при преобразовании организации, в случае стихийных бедствий.

В ходе инвентаризации основных средств в в ЗАО «Автодор» проверяется достоверность учётных данных и соответствие их фактическому наличию, определяются комплектность, техническое состояние, степень использования основных фондов по назначению и производится их оценка.

Инвентаризация обязательна:

- при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а так же в случаях предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального предприятия;

- при смене материально-ответственного лица;

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае чрезвычайных ситуаций;

при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Инвентаризацию проводит постоянно действующая или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя бухгалтерии.

Инвентаризационная комиссия до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние:

- инвентарных карточек (книг), описей и других регистров аналитического учёта;

- технических паспортов или другой технической документации;

- документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

Члены комиссии в присутствии должностных и материально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам, а также основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтённых объектов должна быть произведена с учётом рыночных цен, а износ определён по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Если в ходе инвентаризации выявлены не отражённые в учёте капитальные работы, увеличивающие балансовую стоимость основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учёте.

При оформлении результатов инвентаризации выявленные и пересчитанные ценности записывают в инвентаризационную опись, которая составляется строго по местам проведения инвентаризации и по материально ответственным лицам.

Итак, рассмотрим бухгалтерское отражение данных по инвентаризации основных средств на примере ЗАО «Автодор»:

) Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости

Д-т 01 К-т 91

Если по результатам инвентаризации обнаружена недостача

) Списывается остаточная стоимость объектов основных средств

Д-т 94 К-т 01

) Списывается сумма амортизации основных средств

Д-т 02 К-т 01

Если виновное лицо обнаружено

) Списываются недостающие или испорченные основные средства по рыночной стоимости

Д-т 73 К-т 94

) Недостающие и испорченные основные средства списываются на финансовые результаты ЗАО «Автодор».

Д-т 91 К-т 94

Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, который должен быть утверждён руководителем организации.

Таким образом, в ЗАО «Автодор» для контроля за сохранностью основных средств, использованием их по назначению периодически проводят инвентаризацию в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Инвентаризацию проводит комиссия перед составлением годового бухгалтерского отчета.

Перейти на страницу: 1 2 

Полезно знать >>>

Оптимизация годового оборота и структуры стада крупного рогатого скота с целью получения максимума валовой продукции
Для совершенствования организации и планирования сельскохозяйственного производства большое значение имеет установление - наиболее рационального оборота и структуры стада скота и птицы. От того, какова структура стада, непосредственно зависят темпы расширенного воспроизводства на фермах и оборот стада, объем производимой и реализуемой продукции, себестоимость продукции ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.