Показатели и методы оценки уровня планирования и организации производства

В условиях единичного производства непоточный метод осуществляется в форме единично-технологического (обрабатываемые предметы труда не повторяются).

В серийном производстве непоточный метод принимает две формы:

) партионно-технологический метод (предметы труда проходят обработку партиями, которые периодически повторяются);

) предметно-групповой метод (вся совокупность предметов труда разделяется на технологически подобные группы).

Поточное производство обеспечивает строго согласованное выполнение всех операций технологического процесса во времени и пространстве, оно характеризуется следующими основными признаками:

специализацией каждого рабочего места на выполнении определенной операции;

согласованным и ритмичным выполнением всех операций на основе единого расчетного темпа работы;

размещением рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса;

передачей обрабатываемого материала или изделий с операции на операцию с минимальными перерывами с помощью транспортера (конвейера).

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Важным показателем является объем производства продукции. В условиях рыночной экономики этот показатель принимает первостепенное значение, так же важное значение имеют и

натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Для обобщенной характеристики объемов производства продукции используют условно - натуральные показатели и нормативные трудозатраты. Оценка производства продукции на предприятии начинается с расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:

,

Цепные - относительно предыдущего периода:

,

где - объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i- м периоде соответственно;

- объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

Среднегодовой темп роста (прироста) (Тпр) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической (Тсрг) или среднеарифметической (Тсра) взвешенной:

;

;

.

Оценка выполнения плана по производству за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по объему производства продукции (плановый, фактический, разница между фактическим и плановым, % к плану).

Важным показателем является коэффициент прибыльности производственной деятельности - показывает рентабельность, полученную от доходов. Важный показатель производственных характеристик фирмы, ценообразования, структуры себестоимости и эффективности производства. Рассчитывается как отношение чистой прибыли после уплаты налогов к продажам.

Производственный цикл измеряет отрезок времени от вложения денег в закупку до сбора дебиторской задолженности от продажи. Он рассчитывается как сумма среднего возраста запаса и среднего периода погашения. Короткий производственный цикл указывает, что управление дебиторской задолженностью и запасами эффективно. Анализ длительности производственного цикла учитывает влияние на технико - организационный уровень таких объективных циклических процессов, как жизненный цикл товара, техники и технологии. Длительность жизненного цикла товара определяется потребностью в товаре у общества, технологией производства, изменяющейся трудоемкостью и производительностью труда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Полезно знать >>>

Олигополистический рынок сущность, особенности механизма функционирования в российской экономике
Вы купили новый телефон? Вы, вероятнее всего подключитесь к одному из операторов сотовой связи МТС, Билайн или Мегафон. Эти три крупнейших оператора предоставляют почти весь объем услуг сотовой связи в России. Именно эти фирмы определяют весь объем услуг, совместно задавая рыночную кривую спроса, формируют цену. Как описать рынок сотовой связи? На совершенно конкурен ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.