Анализ нормативно-правового обеспечения организации деятельности государственных унитарных предприятий в РФ
В его отсутствие правительством России принимались отдельные нормативные акты, посвященные некоторым аспектам функционирования государственных унитарных предприятий (ГУП).
Финансовый механизм деятельности ГУП теоретически предполагал использование как внутренних (амортизация, прибыль, доходы от участия в других предприятиях и хозяйственных обществах), так и внешних (капитальные вложения и дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование, заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций) источников финансирования. Принципиальным отличием от акционерных обществ является отсутствие в ряду внешних источников финансирования акций и облигаций, поскольку сама организационно-правовая форма унитарного предприятия не допускает возможности распределения имущества по вкладам (долям, паям), а, следовательно, и выпуска ценных бумаг.
На практике финансовый механизм функционирования унитарных предприятий в 1990-е годы мало отличался от финансовых механизмов большинства предприятий негосударственных организационно-правовых форм. Их основное сходство заключалось в базировании на принципах коммерческого расчета, опоре на самофинансирование за счет внутренних источников при минимальном доступе к внешним по причинам высокой степени риска кредитования со стороны коммерческих банков и скудных возможностей бюджетного финансирования. Унитарные предприятия, подобно акционерным обществам или хозяйственным товариществам, самостоятельно распоряжались результатами своей деятельности. Это касалось и продукции, и прибыли.
Совет при Президенте РФ Протоколом № 68 от 16 марта 2009 г. рекомендовал опубликовать Концепцию развития законодательства о юридических лицах (далее - Концепция) в целях обсуждения.
Предметом анализа является параграф второй Концепции «Законодательство об унитарных предприятиях», в котором рассматривается такая правовая форма, как унитарное предприятие, статус которого определен ст. 113 - 115 Гражданского кодекса РФ. Дискуссии о необходимости исключения данной правовой формы юридического лица из видов юридических лиц, действующих в правовом и экономическом пространстве РФ, ведутся уже второе десятилетие.
Изучив материалы научных трудов и дискуссий отечественных цивилистов, можно выделить три основных научных подхода к государственным унитарным предприятиям.
Ряд ученых - В.А. Дозорцев и Е.А. Суханов полагают, что унитарное предприятие - юридический атавизм, остаток от прежней административно-командной экономики, который приходится терпеть в переходный период, и со временем российский законодатель должен отказаться от несвойственной развитым правопорядкам организационно-правовой формы юридического лица, подвергнув унитарные предприятия ликвидации либо преобразованию их в хозяйственные общества.
По мнению В.А. Дозорцева, в частности, сохранение в российской правовой системе государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, является предпосылкой для неэффективной хозяйственной деятельности. Поэтому существующие государственные предприятия могут быть превращены в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству. При этом право государственной собственности на эти предприятия как объект права прекращаются, они станут объектом права собственности вновь образованных акционерных обществ. Разрыва между правом собственности и правосубъектностью больше не будет, и предприятия станут функционировать в экономике на тех же основах, что и все остальные субъекты.
Сторонники другого подхода (например, С.С. Алексеев, Д.В. Петров и Ю.К. Толстой) считают, что необходимо расширять использование правовой формы унитарного предприятия не только в государственном секторе экономики, но и в частном, учитывая его специальную правоспособность и ограниченные вещные права.
Полезно знать >>>
Определение потенциальных резервов экономической эффективности СК ВВТ ОАО Ленское объединенное речное пароходство
Наибольшее влияние кризисы оказывают на промышленные предприятия. В таких
фирмах кризисы могут длиться от 5 лет и больше (в зависимости от отрасли).
Первоочередная причина кризиса - сокращение совокупного спроса. Это
вызывает сокращение производства, занятости, инвестиций. Выход из такого
состояния возможен по следующим направлениям:
§ по линии внешних инвестиций ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы