Экономическое учение А. Маршалла
Затем, чтобы выявить причины подобного рода феномена, в исследование вводится понятие "репрезентативная фирма" как разновидность средней фирмы. Размер последней, на его взгляд, обычно увеличивается с возрастанием совокупного объема производства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутренней и внешней выгоды, обусловленный меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе производства. from-ua.info
Отсюда ученый приходит к выводу о действии двух экономических законов: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответствии с первым "увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала . дает пропорционально более высокую отдачу .". По второму закону "увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции". Причем, по убеждению исследователя, "в реальной действительности эти две тенденции возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу".
Как видим, по мнению А. Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А. Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок, - это превышение ее издержек уровня рыночной цены.
Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет себя как "вознаграждение" тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожидает "будущего удовлетворения" от них, равно как заработную плату, на его взгляд, следует считать "вознаграждением за труд". Он решительно не согласен с тем, "что стоимость вещи зависит просто от количества затраченного на ее изготовление труда. Всякая попытка отстаивать указанную посылку, - продолжает ученый, - по необходимости молча подразумевала, что оказываемые капиталом услуги являются "даровым" благом, предоставляемым без всяких жертв и поэтому не нуждающимся в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования; это именно тот вывод, который названная посылка стремится доказать".
Наконец, весьма важна мысль автора "Принципов" об уровне процентной ставки. На его взгляд, "хотя с возрастанием масштабов распоряжения человека природными ресурсами он может продолжить делать большие накопления даже при низкой процентной ставке, все же, пока натура человеческая сохраняет свои извечные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побуждать многих людей сберегать меньше, а не больше, чем в противном случае". А ведь это положение одно из немногих, которое впоследствии его ученик Дж.М. Кейнс взял "на вооружение" в своей концепции макроисследования и государственного регулирования экономики.
Полезно знать >>>
Организация и планирование сбытовой деятельности ИП Л.Б. Волкова
В
последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, возрос
интерес к политике фирмы в области сбыта. Сбыт товаров - ключевое звено во всей
коммерческой деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до
потребителей. В большинстве случаев потребитель и производство продукции не
совпадают ни во времени, ни в пространстве. Поэтому, ка ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы