Экономическое учение А. Маршалла

Альфред Маршалл (1842-1924) - один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер "кембриджской школы" маржинализма.

В детстве под влиянием отца его готовили к духовной карьере, учитывая, что дед был священником. Из изучаемых предметов более других любил математику, а из увлечений в свободное от учебы время - шахматы.

Не разделяя взгляды отца и заняв у дяди денег, самостоятельно отправился учиться математике в Кембриджский университет, который закончил с отличием и был там оставлен для преподавательской работы. Последняя стала основным занятием его жизни.

Политическую экономию А. Маршалл преподавал с 1868 по 1908 г., в том числе с 1877 по 1885 г. был вынужден (по семейным обстоятельствам) покинуть Кембриджи преподавал в Бристольском и Оксфордском университетах. С 1902 г. по его инициативе было введено новое изложение этой специальности под названием "экономике", и тем самым окончательно вытеснено построение курса по учебникам политической экономии "классической школы" Дж.С. Милля.

Главный труд А. Маршалла - шестикнижие "Принципы экономикс" - издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.

С точки зрения преемственности идей "классиков" А. Маршалл исследовал экономическую деятельность людей с позиций "чистой" экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря "совершенной конкуренции". Но придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовал селишь как "частную" ситуацию, т.е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для созданной им "кембриджской школы", так и для большинства неоклассиков конца XIX - первой трети XX в,

Термин "экономикc" А. Маршалл ввел в первой же главе книги I "Принципов экономикc", которая начинается со следующего определения: "Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния". Заметим, что автор всемирно известного учебника "Экономикс" П. Самуэльсон, говоря о том, что "само название предмета моей науки - "экономика" - подразумевает экономию или максимизацию", ссылается именно на "Принципы" А. Маршалла, полагая, что в них "большое внимание было уделено проблеме оптимального объема производства, при котором чистая прибыль достигает максимума".

В отличие от своих ортодоксальных предшественников, классиков, А. Маршалл считает нецелесообразным прибегать к определениям экономических категорий на каузальной основе, требующей "доказывать" те или иные сущностные разграничения. На его взгляд, судя по предисловию к первому изданию "Принципов", "в реальной жизни нет четкого разграничения между вещами, которые являются капиталом и не являются им, которые относятся к насущным жизненным средствам и не относятся к ним, так же как между трудом производительным и непроизводительным". Причем к этой проблеме ученый возвращается и в соответствующих разделах своей работы.

А. Маршалл признает, что в современной ему экономике "распределение национального дивиденда плохое". Но если допустить "равное распределение национального дохода, - пишет он, - .доходы народных масс - хотя они, конечно, значительно возрастут разово вследствие устранения всех неравенств - и близко не поднимутся даже временно к уровню, предсказываемому социалистическими ожиданиями золотого века. Однако это осторожное мнение, - заключает ученый, - не означает молчаливого одобрения существующего неравенства богатства . Неравномерность богатства . серьезный дефект в нашем экономическом устройстве. Любое уменьшение его, достигнутое средствами, которые не подрывают мотивов свободной инициативы . было бы, по-видимому, явным общественным достижением".

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Организация и планирование сбытовой деятельности ИП Л.Б. Волкова
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, возрос интерес к политике фирмы в области сбыта. Сбыт товаров - ключевое звено во всей коммерческой деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителей. В большинстве случаев потребитель и производство продукции не совпадают ни во времени, ни в пространстве. Поэтому, ка ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.