Анализ себестоимости продукции предприятия ООО «Транспортник»
Абсолютная сумма расходов дает представление о понесенных операционных затратах, но не позволяет судить об их эффективности, для этого рассчитаем коэффициент (уровень) эффективности использования расходов, он определяется как отношение суммы затрат к выручке от продаж, выраженное в процентах.
Кр 2008 = Р / ВП ∙ 100 = 7947 / 8577 ∙ 100 = 92,65%.
Кр 2009 = Р / ВП ∙ 100 = 10183 / 11204 ∙ 100 = 90,89%.
Этот показатель говорит о том, что на один рубль реализованных товаров за 2009 г. предприятие понесло 90,89 коп. расходов, это на 1,76 коп. меньше, чем за 2008 г., такое уменьшение является положительным фактором, и в значительной степени влияет на экономическое положение предприятия.
Итак, своевременная и точная оценка расходов предприятия является одним из решающих факторов принятия эффективных мероприятий по их снижению и выработки стратегии по управлению общими затратами (себестоимостью) предприятия.
Особенность данного анализа состоит в том, что далеко не все факторы, оказывающие влияние на их сумму и уровень, обладают факторными признаками, и большее число факторов находится в стохастической взаимосвязи с уровнем расходов. При проведении детерминированного факторного анализа такие факторы объединяют в группу «прочие факторы».
Основной моделью детерминированного факторного анализа суммы расходов является мультипликативная модель их зависимости от объема продажи продукции (работ, услуг) и уровня расходов.
Р = Ур ∙ ВП, (1)
где Р - сумма расходов предприятия,
Ур - уровень расходов;
ВП - выручка от продажи продукции, работ и услуг.
Группировка расходов на условно-постоянные и условно-переменные позволяет уточнить факторную модель:
Р = УРпер ∙ ВП + Рпост, (2)
где Рпер - условно-переменные расходы,
Рпост - условно-постоянные расходы.
Для количественной оценки влияния объема продаж на расходы их сумма за базисный период пересчитывается на отчетный объем продаж.
Р (ВП1) = УРпер0 ∙ ВП / 100 + Рпост0 , (3)
где Р (ВП1) - расходы, пересчитанные на отчетный объем продаж.
или Р (ВП1) = Рпер0 ∙ Т(ВП) + Рпост0,
где Т(ВП) - темп роста объема продаж.
Изменение расходов под влиянием объема продаж определяется вычитанием из пересчитанной суммы расходов суммы расходов за базисный период. Разность между отчетной и пересчитанной суммами расходов показывает влияние прочих факторов на их изменение.
Пересчитанная сумма расходов составит:
Р (ВП1) = 49,60 ∙ 11204 / 100 + 3693 = 9250 тыс.руб.
или Р (ВП1) = 4254 ∙ 1,30628 + 3693 = 9250 тыс.руб.
Изменение суммы расходов под влиянием объема продаж составит:
DР (ВП1) = 9250 - 7947 = 1303 тыс.руб.
Влияние прочих факторов на изменение расходов:
DР (пр.ф) = 10183 - 9250 = 933 тыс.руб.
Изменение расходов под влиянием прочих факторов представляет собой сумму их относительной экономии или перерасхода. В данном случае выявлен перерасход затрат на сумму 933 тыс.руб.
Итак, общее влияние факторов на изменение суммы расходов предприятия за 2009 г. на 2236 тыс.руб. в сторону увеличения составит: 1303 + 933 = 2236 тыс.руб.
Проверка: 10183 - 7947 = 2236 тыс.руб.
Для того, чтобы предприятие функционировало оптимальным образом необходима максимизация прибыли. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли возможно при определенном сочетании объема, цены продукта и себестоимости на реализацию. Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки на реализацию продукции равны предельному доходу. Важным разделом управления экономической деятельностью предприятия является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. В ходе этого анализа вычисляют точку безубыточности или порог рентабельности. Эта точка характеризует объем выручки от продажи, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли.
Полезно знать >>>
Оплата труда на предприятии торговли и оценка эффективности ее использования (на материалах ООО Незнакомка)
В
условиях рыночной экономики организация заработной платы на торговом
предприятии предполагает, с одной стороны, гарантированную оплату труда каждого
работника, её соответствие с результатами его работ и стоимостью рабочей силы
на рынке труда, с другой - обеспечение работодателю такого хозяйственного
результата, который позволил бы ему возместить затраты и получить пр ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы