Экономика Челябинской области как система: состояние и развитие

В настоящее время становление нового привлекательного имиджа отражающего конкурентные преимущества Челябинска и области становится необходимым для инвестиционного развития. Это будет знаком начала нового этапа становления нашего края, выхода из тени на первый план. Путей подобного становления много. Большинство путей связаны с более полной дальнейшей интеграцией экономики региона в национальную и мировую экономику. Все это должно быть направленно на возможно большую региональную и даже международную кооперацию. Ведь наши соседи (они же - региональные конкуренты) шли вперед. Многим, бывающим в Екатеринбурге, эта разница в динамике развития видна невооруженным глазом. Важную роль здесь занимает организация интенсивного взаимовыгодного сотрудничества с соседними городами и регионами, среди которых на первом месте стоит уже отмеченный Екатеринбург.

Потерянная точка отсчета

Основные данные экономической статистики России приводятся начиная лишь с 1995 года. Это вполне объяснимо. В момент развала СССР и революционных преобразований в общественном укладе, при стократном изменении цен, было не до точных статистических подсчетов.

Тогда, порой в течение одного дня было сложно понять, что можно купить на деньги в своем кошельке, а люди верили больше впечатлениям и соседям. Слова предвыборного лозунга Бориса Ельцина того времени - «Голосуй сердцем», по сути, означали - верь впечатлениям и интуиции, а противоречивым фактам и цифрам, особенно исходящим от власти. Но постепенно цифры отчетов (как правило, об успехах) стали снова входить в наш обиход, хотя их сложно назвать точными - все оценить сложно.

Потери Челябинской области после приватизации и структурной перестройки экономики к 1995 году были значительными, объем промышленного производства рассчитанный тогда в сопоставимых ценах упал почти наполовину (впрочем, о точности оценок тогда говорить не приходилось). Однако основной социально-экономический потенциал области был сохранен, как и все ведущие предприятия базовых отраслей: ММК, ЧТЗ, ЧМК, ЧТПЗ, ЗСО, Урал АЗ, АМЗ и другие.

Кризис 1998 года не привел к разрушительным последствиям. Как оказалось, промышленность области имела достаточно резервов развития. Экономика Челябинской области в 1998 году оказалась достаточно сбалансированной и устойчивой. Кризисный спад объема промышленного производства в 13% был преодолен практически за год.

Существенные проблемы у многих предприятий возникли позже. Некоторые из них практически исчезли в более спокойное время начала «нулевых», когда все ждали успеха, восстановления и развития. Пик падения рентабельности и развала предприятий пришелся уже на 2002 год. Доля убыточных предприятий в этом году по данным Росстата превысила 47%, а объем прибыли предприятий даже от показателей не лучшего 2000 года упал до уровня 30%. По сути это были масштабы кризиса, правда локального, затронувшего, прежде всего, Челябинскую область.

В результате в Челябинской области существенно изменилась структура экономики, пришла в упадок и практически «растворилась» вторая базовая отрасль региона - машиностроение. Именно в этой отрасли работала наибольшая по численности часть работников. Особо следует отметить, что в успешные для возрождения «нулевые» годы падение объемов производства машиностроении Челябинской области продолжалось.

За первое полугодие 2001 года ЧТЗ произвел 1620 единиц техники, а за аналогичный период 2009 - 524 единицы. Падение объемов производства - в 3 раза (или иначе - до уровня почти в 25 раз ниже максимально возможного в 25 тыс. единиц).

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Организация и повышение эффективности производства продукции
Данная курсовая работа написана на тему: “Организация и повышение эффективности производства продукции” на примере Производственно-торгового филиала ГГПО “Мясомолпром”. В ней освещены такие вопросы как длительность производственного цикла и его виды, а также предложены мероприятия по повышению эффективности деятельности Производственно-торгового филиала ГГПО “Мясомолпр ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.