Система управления развитием региона

Экономика России - это многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр-регион) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящих в систему мирохозяйственных связей.

Проводимый в конце XX в. курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределения полномочий между федеральным Центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливает внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития.

Под регионом понимается уровень субъекта РФ (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (район, город и т.д.).

Региональная экономика является мезоуровнем - средним звеном между макро- и микроуровнем. Как мезоуровень она обладает характерными особенностями. Региональная экономика является подсистемой народного хозяйства, причем нельзя рассматривать ее как изолированную часть в народном хозяйстве государства.

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, на которой развивается система связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами и организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования выступает область. Область в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации. Она обладает такими полномочиями в экономической и правовой сферах, которыми не обладают звенья более низкого уровня иерархии. Эти права предоставляются не формально, они закрепляют те свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

В регионе, являющемся социально-экономической системой, действуют как бы три, на наш взгляд, основные подсистемы - государственная, в том числе самого субъекта Федерации; муниципальных образований и отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Физические и юридические лица, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных органов власти. Однако, они в значительной степени также являются объектом управления региона через различные инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального заказа и пр.

Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально- экономических проблем. Единое поле деятельности всех подсистем региона диктует и единый критерий оценки управления регионом - улучшение экономической и социальной ситуации в регионе. Базой для решения этой задачи служит развитие региона. Следовательно, необходимо функционирование такой системы управления регионом, которая обеспечивала бы устойчивое экономическое развитие субъекта Федерации.

В настоящее время в регионах РФ требуется реформирование системы регионального управления. Сложившаяся в стране рыночная экономика часто не учитывает финансовые, хозяйственные, управленческие и социальные различия между субъектами Федерации. Поэтому необходимо осуществлять такую систему регионального управления, в основе которой находилась бы региональная составляющая.

Самый важный и главный объект системы регионального управления - экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации. Главные цели регионального управления: преодоление системного кризиса в регионе; обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти; укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций, нормативной целевой помощи федерального Центра; повышение уровня жизни населения; сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса; выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также отношений с федеральным Центром.

Перейти на страницу: 1 2

Полезно знать >>>

Организационно-кадровое планирование и оценка экономической эффективности инвестиционного проекта производства таблеток пиперазина адипината
Главной целью данного курсового проекта является получение необходимых навыков в разработке грамотных кадровых и организационных решений, способствующих эффективной реализации инвестиционного проекта фармацевтического производства на примере ОАО "Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко". Задачи, обеспечивающие достижение основной цели, состоят в изучении конце ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.