Анализ внешних факторов ОАО «ТЭМЗ»

При выборе организационно-правовой формы коммерческой организации необходимо выявить задачи стоящие перед предприятием и остановиться на той, которая наиболее полно соответствует предприятию. Для того, чтобы определить эффективную организационно-правовую форму и соответствующую ей стратегию поведения организации, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Применительно к ОАО «ТЭМЗ», анализ внешних факторов позволит выявить стратегически-важные факторы дальнего и ближнего окружения, чтобы иметь представление о возможностях и угрозах функционирования предприятия. Это понадобится в дальнейшем для принятия решения о сохранение имеющейся организационно-правовой формы, или о необходимости ее преобразования.

Методы анализа внешних факторов

Внешние факторы, вызывающие изменения, могут происходить из различных источников. Общепризнанным средством их классификации является объединение этих факторов в, так называемые, СТЭП-факторы.

Аббревиатура СТЭП составлена из первых букв слов:

. Социальные.

. Технологические.

. Экономические.

. Политические [9, с 17]

В некоторых источниках выделяется также экологический фактор. В этом случае аббревиатура принимает вид - СТЭЭП.

Еще одним методом анализа внешней среды является анализ предприятия по модели «5 сил Портера».

Пять сил Портера включают в себя:

анализ угрозы появления продуктов-заменителей;

анализ угрозы появления новых игроков;

анализ рыночной власти поставщиков;

анализ рыночной власти потребителей;

анализ уровня конкурентной борьбы.[13]

СТЭЭП-факторы являются факторами дальнего окружения или макросреды, а «5 сил Портера» - являются факторами ближнего окружения или микросреды предприятия (рисунок 2).

Рисунок 2 - Внешняя среда организации

СТЭЭП-анализ дальнего окружения

1) Политико-правовые факторы:

. Благодаря запрету на товары заводов-конкурентов, а именно маслоохладителей серии МСТД-17 40 НА, увеличиться число продаж собственной продукции.

. Принятие закона в поддержку малого и среднего бизнеса. Увеличение субсидий, а следовательно и производства.

. Ужесточение закона на ввоз иностранной продукции, что приведет к увеличению спроса на отечественный товар.

. Ужесточение ГОСТа на производство воздухоохладителей, вследствие чего придется переналаживать производство, что приведет к убыткам.

. Ужесточение налоговой политики: увеличение транспортного налога.

) Экономические факторы:

. Уменьшение инфляции на 1% приведет к увеличению прибыли.

. Сокращение в банке процентных ставок на 2 % даст возможность большему развитию предприятия

. Подорожание бензина в 1,5 раза приведет к значительному увеличению транспортных расходов.

. Подорожание земельных ресурсов, а именно аренда помещений, из-за чего уменьшатся производственные площади и само производство, либо значительное увеличение затрат.

) Технологические факторы:

. Появление новых технологий производства цветного металла, уменьшение затрат на его закупку и как следствие увеличение прибыли.

. Появление новых способов охлаждения машин, двигателей, что приведет к сокращению спроса на охлаждающее оборудование.

) Экологические факторы:

. Вследствие ухудшения экологии, государство ужесточит экологические нормы, что приведет к значительным затратам на очистное оборудование.

Угрозы:

1.Ужесточение ГОСТа на производство воздухоохладителей.

. Подорожание бензина.

. Появление новых способов охлаждения машин.

. Ужесточение налоговой политики.

. Подорожание земельных ресурсов.

. Ужесточение экологических норм

Возможности:

1. Увеличение продаж собственной продукции из-за запрета на серию маслоохладителей.

2. Уменьшение инфляции на 1%.

. Сокращение процентных ставок в банке на 2%.

. Принятие закона в поддержку малого бизнеса

. Появление новых технологий производства цветного металла.

. ужесточение закона на ввоз иностранной продукции.

Для определения факторов, которые оказывают наиболее значимое влияние на предприятие, необходимо провести ранжирование этих факторов (таблица 5).

Таблица 4- Профиль состояния внешней среды

Фактор внешней среды

Знак влияния

Качественная оценка

Балльная оценка max=10

Вес сумма=1

Важность

Критический синтез

1. Заперт на товар конкурентов

+

слабое

3

0,03

+0,09

2. Уменьшение инфляции

+

слабое

2

0,04

+0,08

3. Сокращение процентных ставок

+

существенное

4

0,02

+0.08

4. Увеличение субсидий

+

существенное

6

0,08

+0,48

5. Появление новых технологий

+

значительное

8

1,13

+1,04

Вложение средств в НИОКР

6.Ужесточение ввоза иностр. продукции

+

значительное

7

0,09

+0,63

7.Ужесточение ГОСТА

-

сильное

9

0,1

-0,9

Провести модернизацию оборудования

8.Подоражание бензина

-

значительное

6

0,14

-0,84

Замена более экономичным транспортом

9. Новые способы охлаждения

-

сильное

10

0,1

-1

Создание новых видов продукции

10. Ужесточение налоговой политики

-

существенное

5

0,07

-0,35

Поиск альтернативных способов доставки

11. Подорожание земельных ресурсов

-

существенное

4

0,08

-0,32

Своевременная покупка требуемых зем. ресурсов

12. Ужесточение экологических норм

-

значительное

7

0,12

-0,84

Своевременная установка очистного оборудования

Перейти на страницу: 1 2 3

Полезно знать >>>

Олигополистический рынок сущность, особенности механизма функционирования в российской экономике
Вы купили новый телефон? Вы, вероятнее всего подключитесь к одному из операторов сотовой связи МТС, Билайн или Мегафон. Эти три крупнейших оператора предоставляют почти весь объем услуг сотовой связи в России. Именно эти фирмы определяют весь объем услуг, совместно задавая рыночную кривую спроса, формируют цену. Как описать рынок сотовой связи? На совершенно конкурен ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.