Опыт организации деятельности государственных унитарных предприятий в РФ

Таким образом, при относительно небольшом вкладе в результаты хозяйственной деятельности в отдельных отраслях промышленности роль государственных унитарных предприятий была более значительной в электроэнергетике, атомной промышленности, в машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, поли графии. Они играли доминирующую роль в перевозках железнодорожным (общего пользования) и городским пассажирским транспортом, в проведении лесовосстановительных работ, в предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Еще один вид деятельности, в значительной сфере монополизированный унитарными предприятиями, - землеустроительные, геодезические, картографические работы. Среди них более 130 федеральных предприятий.

Далее на примере конкретных отраслей рассматриваются различные аспекты усилий государственных органов по регулированию деятельности унитарных предприятий федеральной собственности. На протяжении 2000-2001 гг. в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией управления государственным имуществом и приватизации, в России происходили заметные количественные и качественные сдвиги в секторе федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).

Наиболее масштабными с количественной точки зрения они были на железнодорожном транспорте, что было связано с подготовкой к реформированию отрасли и созданию РАО «Российские железные дороги». В 2001 г. Министерством путей сообщения (МПС) РФ было реорганизовано 396 предприятий с лишением их статуса юридического лица, подавляющая часть которых (395 предприятий) относилась к основной деятельности, т.е. входила в состав железных дорог.

Не менее интенсивные изменения происходили в составе унитарных предприятий, подведомственных Министерству промышленности, науки и технологий. Из их состава выбыло 20 ФГУПов, половина из которых (10 предприятий) была ликвидирована в ходе конкурсного производства, еще 6 - преобразованы в АО, а 4 - переданы субъектам РФ. На 38 предприятиях введены процедуры банкротства, еще 12 фактически прекратили деятельность (а потому являются кандидатами на ликвидацию), а в отношении 5 также не работающих предприятий нефтехимического машиностроения, расположенных на территории Чечни, рассматривался вопрос о передаче их в республиканскую собственность. В то же время изменения, произошедшие в составе ФГУПов, подтвердили тезис о том, что по мере проведения работы по совершенствованию системы управления будут выявляться новые, ранее не учтенные предприятия, которые в дальнейшем должны пополнять список подведомственных предприятий. Так, по линии Госстроя РФ в 2001 г. выявлено 41 унитарное предприятие, по линии Минпромнауки - 28.

Финансово-экономическое состояние ФГУПов неоднозначно. Определенная часть федеральных унитарных предприятий находится в кризисном состоянии, однако, если верить отчетам министерств и ведомств, эта доля относительна невелика. Во всяком случае, она существенно меньше показателя в 40% убыточных предприятий и организаций по итогам 2000 г. в экономике в целом.

Исходя из требований постановления Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 органы отраслевого управления на протяжении 2000-2001 гг. вели работу по разработке предложений о реорганизации ФГУПов.

Детальный анализ отраслевой структуры ФГУПов на начало 2002 г., начало и середину 2010 г. представлен ниже (таблица 1.2).

Таблица 1.2 Динамика и отраслевая структура федеральных государственных унитарных предприятий в 2002-2003 гг.

Отрасль

На 1 января 2003 г.

На 1 января 2006 г.

На 1 июня 2010 г.

ед.

%

ед.

%

ед.

%

Промышленность в том числе:

н/д

н/д

н/д

н/д

2224

22,6

машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники)

879

9,4

879

8,9

908*

9,2

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

229

2,4

229

2,3

н/д

н/д

полиграфическая промышленность

219

2,3

219

2,2

н/д

н/д

легкая промышленность

н/д

н/д

н/д

н/д

193

2,0

промышленность строительных материалов

н/д

н/д

н/д

н/д

81

0,8

пищевая промышленность

н/д

н/д

н/д

н/д

60

0,6

металлургия

н/д

н/д

н/д

н/д

49

0,5

химическая промышленность

н/д

н/д

н/д

н/д

46

0,5

прочие отрасли

н/д

н/д

н/д

н/д

887

9,0

Сельское и лесное хозяйство

1368

14,6

1568

16,0

1393

14,1

Строительство

988

10,5

988

10,05

1035

10,5

Транспорт и связь

1033

11,0

1033

10,5

851

8,6

Непроизводственная сфера в том числе:

н/д

н/д

н/д

н/д

4357

44,2

наука и научное обслуживание

1431

15,2

1431

14,5

н/д

н/д

торговля и общественное питание

909

9,7

909

9,25

н/д

н/д

материально-техническое снабжение и сбыт

692

7,4

892

9,1

н/д

н/д

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

226

2,4

226

2,3

н/д

н/д

геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы

218

2,3

218

2,2

н/д

н/д

Прочие отрасли

1202

12,8

1254

12,7

-

-

Всего

9394

100,0

9846

100,0

9860

100,0

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Полезно знать >>>

Основные направления государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств
Изо дня в день у людей возникает потребность в приобретении лекарственных средств, однако, безразличность и посредственность в отношении выбора продукта представляет для человека большую угрозу. В наши дни фармацевтические компании зачастую не проходят надлежащую сертификацию и лицензирование, установленные законодательством Российской Федерации. Результатом подобных п ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.