Опыт организации деятельности государственных унитарных предприятий в РФ
Таким образом, при относительно небольшом вкладе в результаты хозяйственной деятельности в отдельных отраслях промышленности роль государственных унитарных предприятий была более значительной в электроэнергетике, атомной промышленности, в машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, поли графии. Они играли доминирующую роль в перевозках железнодорожным (общего пользования) и городским пассажирским транспортом, в проведении лесовосстановительных работ, в предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Еще один вид деятельности, в значительной сфере монополизированный унитарными предприятиями, - землеустроительные, геодезические, картографические работы. Среди них более 130 федеральных предприятий.
Далее на примере конкретных отраслей рассматриваются различные аспекты усилий государственных органов по регулированию деятельности унитарных предприятий федеральной собственности. На протяжении 2000-2001 гг. в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией управления государственным имуществом и приватизации, в России происходили заметные количественные и качественные сдвиги в секторе федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).
Наиболее масштабными с количественной точки зрения они были на железнодорожном транспорте, что было связано с подготовкой к реформированию отрасли и созданию РАО «Российские железные дороги». В 2001 г. Министерством путей сообщения (МПС) РФ было реорганизовано 396 предприятий с лишением их статуса юридического лица, подавляющая часть которых (395 предприятий) относилась к основной деятельности, т.е. входила в состав железных дорог.
Не менее интенсивные изменения происходили в составе унитарных предприятий, подведомственных Министерству промышленности, науки и технологий. Из их состава выбыло 20 ФГУПов, половина из которых (10 предприятий) была ликвидирована в ходе конкурсного производства, еще 6 - преобразованы в АО, а 4 - переданы субъектам РФ. На 38 предприятиях введены процедуры банкротства, еще 12 фактически прекратили деятельность (а потому являются кандидатами на ликвидацию), а в отношении 5 также не работающих предприятий нефтехимического машиностроения, расположенных на территории Чечни, рассматривался вопрос о передаче их в республиканскую собственность. В то же время изменения, произошедшие в составе ФГУПов, подтвердили тезис о том, что по мере проведения работы по совершенствованию системы управления будут выявляться новые, ранее не учтенные предприятия, которые в дальнейшем должны пополнять список подведомственных предприятий. Так, по линии Госстроя РФ в 2001 г. выявлено 41 унитарное предприятие, по линии Минпромнауки - 28.
Финансово-экономическое состояние ФГУПов неоднозначно. Определенная часть федеральных унитарных предприятий находится в кризисном состоянии, однако, если верить отчетам министерств и ведомств, эта доля относительна невелика. Во всяком случае, она существенно меньше показателя в 40% убыточных предприятий и организаций по итогам 2000 г. в экономике в целом.
Исходя из требований постановления Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 органы отраслевого управления на протяжении 2000-2001 гг. вели работу по разработке предложений о реорганизации ФГУПов.
Детальный анализ отраслевой структуры ФГУПов на начало 2002 г., начало и середину 2010 г. представлен ниже (таблица 1.2).
Таблица 1.2 Динамика и отраслевая структура федеральных государственных унитарных предприятий в 2002-2003 гг.
Отрасль |
На 1 января 2003 г. |
На 1 января 2006 г. |
На 1 июня 2010 г. | |||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% | |
Промышленность в том числе: |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
2224 |
22,6 |
машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники) |
879 |
9,4 |
879 |
8,9 |
908* |
9,2 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
229 |
2,4 |
229 |
2,3 |
н/д |
н/д |
полиграфическая промышленность |
219 |
2,3 |
219 |
2,2 |
н/д |
н/д |
легкая промышленность |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
193 |
2,0 |
промышленность строительных материалов |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
81 |
0,8 |
пищевая промышленность |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
60 |
0,6 |
металлургия |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
49 |
0,5 |
химическая промышленность |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
46 |
0,5 |
прочие отрасли |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
887 |
9,0 |
Сельское и лесное хозяйство |
1368 |
14,6 |
1568 |
16,0 |
1393 |
14,1 |
Строительство |
988 |
10,5 |
988 |
10,05 |
1035 |
10,5 |
Транспорт и связь |
1033 |
11,0 |
1033 |
10,5 |
851 |
8,6 |
Непроизводственная сфера в том числе: |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
4357 |
44,2 |
наука и научное обслуживание |
1431 |
15,2 |
1431 |
14,5 |
н/д |
н/д |
торговля и общественное питание |
909 |
9,7 |
909 |
9,25 |
н/д |
н/д |
материально-техническое снабжение и сбыт |
692 |
7,4 |
892 |
9,1 |
н/д |
н/д |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
226 |
2,4 |
226 |
2,3 |
н/д |
н/д |
геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы |
218 |
2,3 |
218 |
2,2 |
н/д |
н/д |
Прочие отрасли |
1202 |
12,8 |
1254 |
12,7 |
- |
- |
Всего |
9394 |
100,0 |
9846 |
100,0 |
9860 |
100,0 |
Полезно знать >>>
Основные направления государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств
Изо
дня в день у людей возникает потребность в приобретении лекарственных средств,
однако, безразличность и посредственность в отношении выбора продукта
представляет для человека большую угрозу. В наши дни фармацевтические компании
зачастую не проходят надлежащую сертификацию и лицензирование, установленные
законодательством Российской Федерации. Результатом подобных п ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы