Государственная политика по развитию ЛПК
Стратегической целью развития лесопромышленного комплекса России является диверсификация и выход из системного кризиса. Низкий уровень вертикальной интеграции предприятий ЛПК, отсутствие необходимых технологий, оборудования и мощностей, нехватка инвестиционных ресурсов, проводимая таможенная политика во многом предопределили неконкурентоспособность российской продукции переработки древесины на мировом рынке. В этих условиях в марте 2006 г. были приняты постановления Правительства, направленные на ограничение экспорта древесного сырья и развитие мощностей по переработке леса внутри страны.
С целью ограничения экспорта необработанной древесины с июня 2006 г. был запущен механизм по повышению вывозных пошлин на круглый лес. Так, с 31 мая была увеличена ставка экспортной пошлины на необработанные материалы хвойных пород до 6,5%, но не менее 4 €/м 3 (ранее ставка составляла не менее 2,5 €/1 м 3). Данное постановление также предусматривало более подробную градацию круглого леса по диаметру.
В феврале 2007 г. Правительством России было принято постановление, предполагающее дальнейшее планомерное повышение уровня вывозных пошлин на необработанные лесоматериалы. В соответствии с этим постановлением с июля 2007 г. пошлины на экспорт кругляка выросли до 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 €/м 3, а с апреля 2008 г. - до 25%, но не менее 15 €/м 3. С 1 января 2009 г. ставка экспортной пошлины будет установлена на уровне 80% от таможенной стоимости круглого леса, но не менее 50 €/м 3. Ожидается, что такая внешнеторговая политика приведет к значительному сокращению экспорта необработанных лесоматериалов и росту экспорта продукции более высоких переделов. Действительно, по данным внешнеторговой статистики, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом физические объемы экспорта круглого леса впервые за несколько лет сократились на 3,6% до 49,3 млн м 3. Экспорт обработанных лесоматериалов увеличился на 10% на фоне сокращения экспорта фанеры, целлюлозы и газетной бумаги. При этом необходимо отметить, что стоимостные объемы экспорта увеличились практически по всем позициям.
Сокращение экспорта круглого леса должно быть компенсировано увеличением объемов его переработки. Поэтому одновременно с ограничением экспорта кругляка была установлена нулевая ставка импортной таможенной пошлины на ввоз технологического оборудования, в том числе и для ЛПК. Кроме того, Правительство ввело нулевые ставки на экспорт пиломатериалов и отдельных видов целлюлозно-бумажной продукции. Такие меры способствует модернизации и повышению конкурентоспособности отдельных производств ЛПК. По оценкам Правительства, для развития ЛПК на ближайшие 12 лет необходимы инвестиции на уровне не ниже 44 млрд долл.
Кроме того, с 1 января 2007 г. вступил в действие новый Лесной кодекс, создающий стабильные правила лесопользования. Продолжается работа над Стратегией развития лесного комплекса России на период до 2020 г., ужесточаются меры борьбы с нелегальной заготовкой древесины.
Установлен специальный режим для компаний, инвестирующих в глубокую переработку древесины. Поддержка инвестиционных проектов может осуществляться путем предоставления инвесторам лесных участков без проведения аукциона на срок до 49 лет. Для таких инвесторов предусмотрена льготная арендная плата и возможность получения дополнительных налоговых льгот.
Правительство заявило о своей готовности выделить в 2008 г.1 млрд руб. из Инвестиционного фонда на строительство лесных дорог, являющихся одним из "узких мест" лесозаготовительной деятельности.
Таким образом, повышение экспортных пошлин на круглый лес является одним из элементов системы мер государственного регулирования, направленных на улучшение ситуации в российском ЛПК. Однако следует отметить, что реализация этой меры перешла из экономической плоскости в политическую. В частности, ограничение Правительством экспорта круглого леса осложнило и без того непростые переговоры по вступлению России в ВТО, вызвав обеспокоенность со стороны Евросоюза.
Полезно знать >>>
Организация производства условного нефтехимического предприятия
Курсовая
работ решает задачу закрепления, углубления и практического применения знаний,
полученных при изучении курса «Экономика и управление производством».
Курсовая
работа включает задания по вариантам на технико-экономические расчеты важнейших
показателей плана нефтехимического предприятия, состоящего из шести
производств: пиролиз, этанол, фенол-ацетон, альфа-мет ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы