Сущность олигополистического ценообразования
. Другая причина негибкости цен в условиях, не основанных на тайном сговоре олигополии, возникает на стороне издержек. Ломаная кривая предельного дохода, которая сопутствует ломаной кривой спроса, означает, что в конкретных пределах значительные изменения издержек не будут оказывать никакого воздействия на объем продукции и цену. Чтобы быть точными, любой сдвиг в предельных издержках между МС1, и МС2, как показано на рис. 1б, не вызовет никакого изменения цены или объема продукции; MR по-прежнему будет равным МС при объеме Q, при котором будет назначена цена PQ.
Недостатки. Анализ ломаной кривой был подвергнут критике по двум основным пунктам. Во-первых, анализ не объясняет, почему текущая цена была равна PQ вначале (рис. 1). Пожалуй, он только помогает объяснить, почему олигополисты неохотно отступают от существующей цены, которая приносит им "удовлетворительную", или "приемлемую", прибыль. Ломаная кривая спроса объясняет негибкость цены, но не саму цену.
Во-вторых, олигополистические цены не являются настолько негибкими, особенно по направлению вверх, насколько это показывает теория ломаной кривой спроса. Во время инфляции, в такие периоды, как 70-е годы и начало 80-х годов, олигополистические производители поднимали свои цены часто и значительно. Такие повышения цен могли бы быть лучше объяснены с точки зрения обусловленной тайным сговором олигополии.
Олигополия, основанная на тайном сговоре, и картели
Рассмотренная нами модель теории игр предполагает, что олигополия благоприятствует тайному сговору. Он имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Недостатки и неопределенности модели ломаной кривой спроса олигополии, не основанной на тайном сговоре, очевидны для производителей. Все, где существует опасность, что вспыхнет война цен. В частности, во время всеобщего спада деловой активности у каждой фирмы окажутся избыточные мощности, и поэтому она может сократить издержки на единицу продукции путем увеличения своей рыночной доли. Также всегда существует возможность того, что новая фирма может преодолеть барьеры для вхождения и предпринять резкое снижение цен, чтобы утвердиться на рынке. К тому же обусловленный тайным сговором контроль над ценами позволит олигополистам уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и, может быть, даже помешать появлению новых конкурентов.
Цена и объем производства.
На каком уровне будут установлены цена и объем производства в условиях, основанных на тайном сговоре олигополии? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны проанализировать очень упрошенную ситуацию. Предположим, что существуют три фирмы А, В и С, производящие однородную продукцию. Все фирмы имеют одинаковые кривые издержек. Кривая спроса каждой фирмы не определена до тех пор, пока мы не знаем, как ее конкуренты будут реагировать на любое изменение цены. Поэтому давайте предположим, что каждая фирма допускает, будто два ее конкурента будут выравнивать свои цены и при снижении цены, и при повышении цены. Другими словами, кривая спроса каждой фирмы похожа на кривую D1D1, показанную на рис. 1а. Предположим далее, что кривые спроса всех фирм одинаковы. При данных одинаковых издержках, спросе и показателях предельных доходов мы можем сказать, что рис. 2 показывает положение каждой из трех рассматриваемых олигополистических фирм.
Рисунок 2 - Кривая спроса, основанная на тайном сговоре и тенденции к максимизации общей прибыли
Какую комбинацию цены и объема следует выбрать каждой фирме? Если фирма А была бы чистым монополистом, ответ был бы достаточно ясен: создать объем продукции Q, при котором предельный доход равен предельным издержкам, назначить соответствующую цену PQ и получить максимально достижимую прибыль. Однако фирма А имеет двух конкурентов, продающих идентичные продукты, и если предположение фирмы А о том, что ее сделано на практике, чтобы все три фирмы могли избежать менее прибыльных результатов, связанных либо с более высокими, либо с более низкими ценами?
Полезно знать >>>
Организация и планирование сбытовой деятельности ИП Л.Б. Волкова
В
последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, возрос
интерес к политике фирмы в области сбыта. Сбыт товаров - ключевое звено во всей
коммерческой деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до
потребителей. В большинстве случаев потребитель и производство продукции не
совпадают ни во времени, ни в пространстве. Поэтому, ка ...
Разделы
Интересно знать
- Общественные блага виды и особенности
Понятие и классификация экономических благ - Оплата труда работников таможенных органов
Организация заработной платы. Оплата труда - Организации трудоустройства населения
Рынок труда: понятие, особенности и формирующие факторы