Экономическое учение Дж.С. Милля

Первые суждения и трактовки социализма и социалистического устройства общества среди крупных представителей классической политической экономии принадлежат Дж.С. Миллю. Этих вопросов он коснулся вначале в первой главе книги II в связи с проблемой собственности. Но при всей доброжелательности к "социализму" автор "Основ" принципиально отмежевывается от социалистов в том, что социальная несправедливость якобы связана с правом частной собственности как таковой. По его мнению, задача состоит лишь в преодолении индивидуализма и злоупотреблений, возможных в связи с правами собственности. В шестой главе книги IV он даже заявляет, что жизненный идеал нельзя рассматривать как "борьбу за преуспевание", ибо "только в отсталых странах мира увеличение производства является наиболее важной задачей - в более развитых странах экономически необходимым считается усовершенствование распределения". Наконец, в седьмой главе этой же книги Дж.С. Милль допускает мысль, что "трансформация общества" в сторону самопроизвольного превращения накопленных капиталов в собственность "тех, кто пользуется ими для производства", могла бы обеспечить "комбинацию, более всего подходящую к организации промышленности". Вместе с тем главный его вывод однозначен: хотя решение практических проблем требует "распространения социалистического мировоззрения", но "общим принципом должно быть laissez faire, и каждое отступление от него, не продиктованное соображениями какого-то высшего блага, есть явное зло".

Идеи активизации участия государства в социально-экономическом развитии общества и связанные с этим реформы охватывают в работе Дж.С. Милля многие проблемы. Так, из двадцатой и двадцать первой глав книги III следует, что государству целесообразно ориентировать центральный банк на рост (повышение) банковского процента, поскольку за этим последует прилив в страну иностранного капитала и усиление национального валютного курса и соответственно будет предотвращена утечка золота за границу. Далее, в седьмой-одиннадцатой главах книги V, разговор о функциях британского государства становится гораздо более содержательным. Вначале (глава седьмая) автор "Основ" обосновывает нежелательность крупных государственных расходов, затем (восьмая-девятая главы) аргументирует, почему в Англии законные государственные функции выполняются неэффективно, и после этого (десятая-одиннадцатая главы) переходит к вопросам государственного вмешательства.

Будучи убежденным в том, что "общим принципом должно быть laissez faire", Дж.С. Милль, особенно судя по одиннадцатой главе книги V, все же понимает, что существуют различные сферы общественной деятельности - сферы "бессилия рынка", где рыночный механизм неприемлем. И для того, чтобы без ниспровержения "системы частной собственности" обеспечить "ее улучшение и предоставление полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею выгодах" и чтобы утвердился порядок, при котором "никто не беден, никто не стремится стать богаче и нет никаких причин опасаться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперед", автор "Основ" обращается к возможностям государства в части создания инфраструктуры, развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих ее, и т.д.

Доктрина социальных реформ Дж.С. Милля своим возникновением "обязана" его допущению мысли о том, что нельзя изменить лишь законы производства, а не законы распределения. В этом явное непонимание того, что "производство и распределение не составляют обособленных сфер; они взаимно и почти всесторонне проникают друг в друга". Поэтому тенденциозны и главные положения его реформ, которые Ш. Жид и Ш. Рист свели к трем нижеследующим позициям:

) уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной ассоциации;

) социализация земельной ренты при помощи земельного налога;

) ограничение неравенства богатства при помощи ограничения права наследования.

Качество образования, по Миллю, выявляется не сразу, и, чтобы не позволить правительству "лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста", им рекомендуется не общедоступное государственное образование, а система частных школ или обязательное домашнее образование до определенного возраста. Государственные школы, по его мнению, могут быть исключением только для отдаленных районов. Общественный образовательный минимум, поставленный на частную основу, полагает автор "Основ", необходимо сочетать с системой государственных экзаменов (за неуспех на экзамене взимаемый с родителей налог явится компенсацией за продолжение образования), вменив в обязанность государства обеспечение "денежной поддержки начальной школы".

Перейти на страницу: 1 2 3 

Полезно знать >>>

Организация и перспективы развития улучшения машинно-тракторного парка в сельскохозяйственном производстве
Эффективное производство продукции растениеводства является одной из основных задач аграрной отрасли. В процессе рыночных преобразований в сельском хозяйстве произошел ряд негативных явлений: уменьшилась государственная поддержка сельских товаропроизводителей, увеличился разрыв в ценах на промышленные товары и сельхозпродукцию. Вследствие этих и некоторых других причин ...

Организация предпринимательской деятельности

Ключевой фигурой рыночных отношений является предприниматель.

Организация и повышение эффективности производства продукции

Задачей является анализ длительности производственного цикла при выпуске конкретного вида продукции.